Полезные материалы
Статьи

Маркировка интернет-рекламы: база, которую надо знать каждому

Авторы:

Елизавета Исаева, Редактор Рекламного права
Алина Косенко, Консультант Лаборатории рекламного права
Алиса Михеева, Консультант Лаборатории рекламного права
Ирина Шурмина, Руководитель Лаборатории рекламного права

1. Что такое маркировка рекламы

Маркировка интернет-рекламы – это учет информации о рекламе в интернете. Маркировка включает в себя 2 элемента.
2. Как зарегистрировать рекламу

Зарегистрировать рекламу можно через ОРД (операторы рекламных данных). Сейчас их 7, реестр ведет Роскомнадзор.

Для регистрации рекламы необходимо:

  • зарегистрироваться в ОРД (создать личный кабинет),
  • внести в ОРД данные о контрагентах, договорах, площадках,
  • загрузить рекламный креатив и получить на него идентификатор (erid).

Подробнее о порядке действий по маркировке рекламы рассказали в нашем Roadmap (Схеме исполнения требований).

3. Что нужно сделать до и после размещения рекламы

До размещения рекламы на ней необходимо разместить пометку “реклама” и сведения о рекламодателе, а также добавить идентификатор – по умолчанию, в кликовую ссылку. Подробно о том, как правильно размещать идентификатор на креативе, писали в этом посте.

После этого реклама может быть опубликована в интернете.

После размещения рекламы необходимо отчитаться через ОРД:

  • о статистике показов рекламы — ежемесячно в течение 30 дней месяца, следующего за месяцем размещения рекламы,
  • об актах — по мере их фактического выставления.

В актах необходимо также провести разаллокацию акта, т.е. разбить сумму акта по следующим критериям: тип услуг, изначальный договор, креативы, площадки.
Подробнее о том, как корректно передавать данные о размещении рекламы, писали в этом посте.

4. Какие документы нужны для маркировки и отчетности

Минимальный набор документов и сведений для маркировки рекламы:

  • договор или оферта на размещение рекламы
  • сведения о контрагенте и площадке размещения рекламы
  • рекламный креатив (включая все ссылки) и его описание
  • акт или другой отчетный документ, подтверждающий оказание услуг по размещению рекламы
  • статистика показов по размещенной рекламе

Это универсальный список сведений и документов, которые могут потребоваться для маркировки. Однако в зависимости от цепочки участников процесса маркировки и обстоятельств размещения рекламы этот список может меняться.

5. Что не надо маркировать

Маркировке подлежит только реклама в интернете. О том, как отличить рекламу от информации в интернете, — в лекции Ирины Шурминой и в подборке полезных материалов.

Помимо этого, не подлежат маркировке:

  • записи ТВ- и радиоэфиров с рекламными вставками, если в них не вносились изменения
  • социальная реклама

Согласно последним ответам ФАС и РКН, также не нужно маркировать e-mail рассылки. Тем не менее, эти изменения пока не внесены в подзаконные акты.
6. Какая ответственность за неправильную маркировку

За отсутствие пометки “реклама” или сведений о рекламодателе предусмотрен штраф (ч. 1 ст. 14.3 КоАП):

  • для граждан — от 2 000 до 2 500 руб.
  • для должностных лиц — от 4 000 до 20 000 руб.
  • для юридических лиц — от 100 000 до 500 000 руб.

Ответственность в этой части несет рекламораспространитель (ст. 38 Закона о рекламе). Соблюдение этих требований отслеживает ФАС.

За отсутствие или некорректное проставление идентификатора и неподачу отчетности предусмотрены следующие штрафы:
К ответственности по этим составам может быть привлечен любой участник цепочки размещения рекламы. Соблюдение этих требований отслеживает РКН.

Рекламодатель (продавец, производитель товара, правообладатель) освобождается от ответственности за подачу отчетности в случае, если возложил эту обязанность на другое лицо по договору.

7. Можно ли делегировать маркировку

Обязанности по маркировке часто делегируются агентствам и другим подрядчикам по договору. Делегировать можно как регистрацию креативов и подачу отчетности, так и проставление маркировки и размещение креативов – все это важно детально прописать в договоре.

РКН утверждает, что учитывает распределение обязанностей в договоре, когда определяет ответственное за нарушение лицо.

В договоре важно прописать обязанность подрядчика возместить сумму штрафов – можно пользоваться нашим темплейтом.
О том, что еще стоит предусмотреть в рекламном договоре, подробно писали в статье.