Полезные материалы
2024-07-03 13:12 Статьи

Новый законопроект ФАС об исключениях из Закона о рекламе и о других требованиях

Яндекс.Метрика
Авторы:
Ирина Шурмина, сооснователь сообщества “Рекламное право” и
WE TALK PRO, руководитель Лаборатории рекламного права

Алиса Михеева, консультант Лаборатории рекламного права
от WE TALK PRO

Ранее мы рассказывали о законопроекте ФАС, которым предлагалось дополнить Закон о рекламе новыми исключениями и другими положениями.

По итогам публичных обсуждений ФАС доработала первоначальную редакцию и опубликовала новый текст 1 июля.

Законопроект предусматривает следующие изменения:

1. Новые исключения из понятия «реклама»

В ст. 2 Закона о рекламе предлагается включить новые исключения из понятия «реклама»:

  • информация о товаре и его производителе, размещенная на информационном ресурсе производителя товара,

  • информация о товаре, его производителе или продавце, размещенная на информационном ресурсе продавца или владельца агрегатора, не содержащая сведений рекламного характера,

  • информация о товаре, его производителе или продавце, размещенная на сайтах, информационных системах или в программах, используемых для размещения объявлений пользователями, не содержащая сведений рекламного характера.

Что поменялось:

  • Предыдущая редакция предусматривала исключение только для собственного сайта. В новой редакции используется термин «информационный ресурс», под который также подпадают социальные сети и приложения.

  • В новой редакции разграничивается информация на сайте производителя и информация на сайте продавца или владельца агрегатора. Так, в случае с сайтом производителя любая информация о товаре и производителе не является рекламой. В случае же с сайтом продавца или агрегатора формулировка дана с оговоркой о том, что информация не должна содержать «сведений рекламного характера». Эта оговорка соответствует подходу ФАС о сайтах мультибрендовых продавцов: если выделяется товар одного производителя, такая информация может быть признана рекламой.

  • В новой редакции подробно раскрывается исключение для сервисов объявлений. Так, уточняются требования к функционалу таких сервисов (наличие возможности обмениваться сообщениями), формату (тематическая группировка объявлений по рубрикам), языку (государственные языки РФ), а также добавлена оговорка о том, что информация не должна содержать «сведений рекламного характера». Полагаем, что эти уточнения должны разграничить случаи размещения на сервисах объявлений публикаций физическими лицами и использования их в рекламных целях компаниями.

  • Из старой редакции убрали исключение для информации в поисковой выдаче.

  • Ранее новые исключения предлагалось внести в ст. 18.1 Закона о рекламе, посвященную маркировке Интернет-рекламы. В текущей редакции исключения предлагается внести в ст. 2 Закона о рекламе, содержащую остальные общие исключения.

2. Расширение старых исключений

Как и в предыдущей редакции законопроекта, предлагается расширить исключение для «органичной интеграции» и распространить его также на упоминания о товарах, содержащиеся в «иных результатах интеллектуальной деятельности». Полагаем, что эта новая формулировка особенно актуальна для блогеров.

Также предлагается расширить исключение для справочных и аналитических материалов и дополнить их опросами общественного мнения.

3. Предупреждение как обязательная мера реагирования

Как и в предыдущей редакции, для ряда нарушений предлагается ввести такой обязательный этап реагирования ФАС, как предупреждение. Подробнее об этом мы рассказывали здесь.

Что поменялось:

В новой редакции законопроекта уточняется, что предупреждение может быть вынесено при одновременном соблюдении 2 условий:

  • если в отношении того же лица за последние 12 месяцев не выносилось предупреждение (по любым нарушениям, за которые предусмотрена выдача предупреждения),

  • если спорная реклама не содержит также признаков других нарушений, в отношении которых выдача предупреждения не предусмотрена.

В предыдущей редакции законопроекта предупреждение могло быть вынесено в том случае, если за последние 12 месяцев не выносилось предупреждение только по аналогичному нарушению.

4. «Нет» согласиям на push-уведомления

Из законопроекта убрали положение о том, что реклама в push-уведомлениях требует предварительного согласия получателя.

5. Реклама товаров при дистанционном способе продажи

Как и в предыдущей редакции, предлагается смягчить требования к рекламе товаров при дистанционном способе продажи и разрешить указывать реквизиты продавца не в самом рекламном материале, а на информационном ресурсе, ссылка на который содержится в рекламе.

Предыдущая редакция законопроекта включала в себя формулировку «сайт, страница сайта, страница социальной сети» – формулировка «информационный ресурс» более широкая.

6. Предупреждение о вреде алкоголя

Как и в первоначальной редакции, уточняются требования к минимальной длительности и размеру предупреждения о вреде алкоголя в рекламе алкогольной продукции:

  • в радиопрограммах – не менее 3 секунд
  • в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании – не менее 5 секунд и не менее 10% площади кадра
  • другие способы распространения – не менее 10% рекламной площади

По сравнению с предыдущей версией законопроекта появились требования о рекламе, распространяемой при кино- и видеообслуживании.

Будем следить за судьбой нового законопроекта и держать вас в курсе.