Авторы:
Татьяна Свиридова, Сооснователь WE TALK PRO
Юлия Гайворонская, Консультант Лаборатории рекламного права
Татьяна Свиридова, Сооснователь WE TALK PRO
Юлия Гайворонская, Консультант Лаборатории рекламного права
Госдума в третьем чтении приняла законопроект о запрете рекламы на ресурсах иноагентов.
Делимся ответами на самые распространенные вопросы.
1. Что запрещает закон?
- распространять рекламу на информационных ресурсах иноагентов (ст. 5 закона о рекламе)
- рекламировать информационные ресурсы иноагентов (ст. 7 закона о рекламе)
2. Что такое информационные ресурсы иноагентов?
В законодательстве такое понятие отсутствует (за исключением перечисления информационных ресурсов в сети Интернет в п. 13 ст. 3 Закона о рекламе).
На официальном сайте Госудумы размещено пояснение, что запрет распространяется на любые ресурсы иноагентов – сайты, блоги, социальные сети и т.д.
Однако разъяснений, как будет определяться принадлежность ресурса, пока нет.
3. Есть ли ответственность, если у лица нет статуса иноагента?
Возможно привлечение к ответственности по двум основаниям:
- нарушение законодательства о рекламе, если лицо размещает рекламу на ресурсах иноагентов или рекламу ресурсов иноагентов – для рекламодателя и рекламораспространителя (ст. 38 закона о рекламе и ч. 1 ст. 14.3 КоАП)
- нарушение законодательства об иноагентах, если лицо помогает иноагентам нарушать закон и не устранило нарушение после предписания либо предупреждения госоргана (ч. 5 ст. 1 закона об иноагентах и ч. 42 ст. 19.5 КоАП).
4. Что делать с рекламой, размещенной до вступления закона в силу?
На этот вопрос нет однозначного ответа.
По общему правилу, закон обратной силы не имеет и применяется к отношениям, которые возникли после его вступления в силу, но риск привлечения к ответственности за длящееся размещение исключить пока нельзя.
Мы надеемся, что уполномоченные органы пойдут по пути, аналогичному маркировке рекламы – если реклама размещена до вступления закона в силу и договорные обязательства по ее размещению исполнены до этой даты, на нее новый запрет не распространяется.
5. На что не распространяется запрет?
Запрет не распространяется на участие самого иноагента в рекламе, а также на репосты ресурсов иноагентов, если репосты не носят рекламный характер.
Подробнее про репосты мы рассказывали тут.
6. Что делать сейчас, чтобы соблюсти закон?
1) Проверять владельца ресурса в реестре иноагентов Минюста как до начала сотрудничества, так и в процессе (обычно реестр иноагентов обновляется по пятницам). В отдельных случаях в реестре указаны также и сами информационные ресурсы иноагентов.
2) Адаптировать договоры, дополнив порядком действий на случай внесения владельцев ресурсов в реестр иноагентов.
Порядок действий может включать обязанность незамедлительно уведомить о внесении владельца ресурса в реестр иноагентов, порядок прекращения оказания услуг и расторжения договора, удаление рекламного материала, а также ответственность за нарушение этих обязанностей.
Неисполнение обязанностей другой стороной не освобождает рекламодателя или рекламораспространителя от ответственности за нарушение закона.
3) Удалить рекламу с ресурсов иноагентов и рекламу иноагентов со своей площадки, если договорные отношения по такой рекламе не прекращены.
4) Провести аудит и оценку рисков для принятия решения по рекламе, договорные отношения по которой прекращены.
Актуальные новости, аналитика, анонсы мероприятий по рекламному праву – в Телеграм-канале "Рекламное право", присоединяйтесь.
05.03.2024