Авторы:
Алиса Михеева, консультант Лаборатории рекламного права
Ирина Шурмина, руководитель Лаборатории рекламного права, сооснователь WE TALK PRO и сообщества Рекламное право
Ирина Шурмина, руководитель Лаборатории рекламного права, сооснователь WE TALK PRO и сообщества Рекламное право
Ранее мы рассказывали в Телеграм-канале «Рекламное право» о новом законе, согласно которому все пользователи соцсетей с аудиторией более 10 000 подписчиков обязаны направлять о себе сведения в РКН для их включения в специальный Перечень РКН. Эта обязанность вступила в силу в августе 2024 года, однако соответствующая процедура до сих пор не утверждена.
4 октября Роскомнадзор и Минцифры опубликовали проекты актов, регламентирующих:
В чем суть предлагаемой процедуры – в материале ниже.
▪️ Какие сведения необходимо передать
Перечень сведений, которые обязан направить в РКН пользователь страницы с аудиторией более 10 000 подписчиков, зависит от гражданства и правового статуса такого лица.
Мы обобщили эти сведения в таблице:
Таким образом, по смыслу приказа в Перечень РКН будут обязаны включаться не только блогеры — граждане и предприниматели, но и компании — владельцы корпоративных аккаунтов в соцсетях с аудиторией более 10 000 подписчиков.
Также интересно, что в соответствии с предлагаемой процедурой пользователь обязан передать в РКН сведения не только в отношении себя, но и в отношении всех администраторов. При этом понятие «администратора» сформулировано довольно широко: это любое лицо, которому пользователь предоставил право самостоятельно размещать информацию на странице.
При предоставлении сведений пользователь вправе (но не обязан) приложить копии документов, подтверждающих такие сведения.
▪️ Куда и в какой срок необходимо передать сведения
Пользователь соцсети обязан представить сведения в РКН не позднее 10 рабочих дней с момента, когда его аудитория превысила 10 000 пользователей.
Сведения передаются по одному из следующих каналов:
- через портал Госуслуг
- через сайт РКН
- через специальную программу, ссылка на которую будет размещена на сайте РКН
- через сайт РКН
- через специальную программу, ссылка на которую будет размещена на сайте РКН
После направления сведений пользователь получит номер заявки, который он должен указать в описании своей страницы в течение 3 рабочих дней с даты получения.
▪️ Порядок и сроки включения в Перечень
РКН обязан в течение 7 рабочих дней с момента получения сведений от пользователя проверить их достоверность, а также проверить:
- соблюдает ли пользователь запрет репостов со страниц других пользователей с аудиторией более 10 000 пользователей, не включенных в Перечень,
- не размещал ли пользователь у себя информацию, нарушающую требования законодательства РФ или запрещенную к распространению в РФ.
- не размещал ли пользователь у себя информацию, нарушающую требования законодательства РФ или запрещенную к распространению в РФ.
В случае необходимости срок проверки может быть продлен на 7 рабочих дней. В рамках проверки РКН вправе запросить у пользователя документы, подтверждающие предоставленные сведения.
❗️ Таким образом, включению в Перечень подлежат только те блогеры, которые соблюдают требования Закона об информации, а не все желающие с аудиторией более 10 000 подписчиков.
В связи с этим возникает вопрос, какой период РКН будет учитывать при принятии решения о соблюдении Закона об информации, в т. ч. требования о запрете репостов, — период с момента вступления в силу требований о регистрации блогеров, период с момента вступления в силу приказов РКН и Минцифры, период с момента достижения аудитории более 10 000 пользователей или же весь период существования страницы.
В течение 3 рабочих дней с момента принятия решения о включении в Перечень РКН уведомляет об этом:
- пользователя соцсети, подавшего заявку, – по указанной им электронной почте и
- владельца соцсети – через личный кабинет на сайте РКН или по электронной почте.
- владельца соцсети – через личный кабинет на сайте РКН или по электронной почте.
Уведомление будет содержать уникальную ссылку, по которой можно будет проверить наличие сведений в Перечне.
▪️ Как будет выглядеть Перечень
Вопреки опасениям участников рынка, Перечень не будет публичным.
Все желающие смогут только проверить через поисковую форму на сайте РКН, включена ли та или иная страница в Перечень.
Помимо этого, владельцы соцсетей обязаны будут проставлять на страницах пользователей отметку о включении в Перечень.
▪️ Обновление сведений
Если сведения, переданные в РКН, теряют актуальность, пользователь обязан уведомить об этом РКН в течение 10 рабочих дней — в том же порядке, что предусмотрен для включения в Реестр.
▪️ Исключение из Перечня
Основанием для исключения из Перечня является любой из следующих случаев:
- несоблюдение пользователем требований Закона об информации
- удаление страницы
- снижение аудитории ниже 10 000 пользователей
- удаление страницы
- снижение аудитории ниже 10 000 пользователей
При этом об удалении страницы пользователь обязан сам уведомить РКН в течение 3 рабочих дней.
Страница подлежит исключению из Перечня в течение 3 рабочих дней с момента выявления РКН соответствующего основания.
Если обстоятельства, в силу которых страница была исключена из Перечня, отпадут, пользователь обязан повторно направить в РКН сведения, предоставленные при первоначальной регистрации, а также сведения, подтверждающие факт устранения таких обстоятельств. Если предоставленные сведения достоверны, страница заново включается в Перечень. Сроки и процедура те же, что и я для первоначального включения.
▪️ Санкции за несоблюдение требований
Отдельных санкций за несоблюдение требований о предоставлении сведений в РКН пока что не введено. Тем не менее, такие страницы могут быть заблокированы.
Помимо этого, на таких страницах запрещено размещать рекламу и предложение о финансировании блогера, а также делать с них репосты. Напомним, что эти запреты вступят в силу 1 января 2025 г.
▪️ Срок принятия и вступления в силу
Оба проекта должны пройти этап публичных обсуждений до 31 октября 2024 г.
При этом в проекте приказа РКН о порядке ведения Перечня предусмотрен срок вступления в силу 1 ноября 2024 г.
Будем отслеживать судьбу документов и держать вас в курсе.
***
Больше полезных материалов по рекламному праву: