Полезные материалы
Статьи

Надо ли маркировать репосты?

Авторы: Консультанты Лаборатории рекламного права от WE TALK PRO Алиса Михеева, Алина Косенко и Екатерина Бекетова.
Что говорит ФАС?

Однозначного ответа на вопрос о квалификации репоста в качестве рекламы ФАС не дает, поскольку – как и в случае с другой информацией – все зависит от содержания и цели размещения репоста.

Для того чтобы понять цель репоста, нужно ответить на три вопроса:

  1. Кто и зачем делает репост? Если цель – продвижение третьего лица, вероятнее всего, это будет признано рекламой.
  2. Куда делается репост? Надо оценить совпадение тематик каналов – если они отличаются, это может быть аргументом в пользу рекламы.
  3. О чем репост? Если изначально пост рекламный, репост тоже будет таким. Если пост связан с деятельностью лица, которое делает репост, это может подпадать под исключение.

Например, если участник конкурса, выполняя его условия, делает репост записи на свою страницу, то цель репоста – принять участие в конкурсе. В то же время репост записи об акции в ресторане суши в новостную группу имеет иную цель – привлечь внимание к конкретному ресторану.

Важно! ФАС отмечает, что не является рекламой пост в собственных соцсетях с информацией о конкурсе, одним из условий которого является репост, если нет привлечения внимания к товару, указание его положительных характеристик, цены.

Текущая практика

Практика по репостам только начинает формироваться.

В декабре 2023 года Нижегородский УФАС возбудил производство за отсутствие маркировки в отношении нескольких репостов, размещенных в городском паблике VK. Первоначальные посты размещались в собственных группах компаний. В одном из постов шла речь о конкурсе, условием участия в котором был, среди прочего, репост. В другом – поставщик услуг просто предлагал сделать репост («Репост на вашу страницу и лайк – вам не сложно, а нам приятно»). Решение по делу пока что не вынесено.

В более ранних делах ФАС обращал внимание на репосты, в которых рекламировались товары или услуги, реклама которых ограничена или запрещена, либо если в посте содержались признаки неэтичной рекламы. Так, например, в 2022 году Красноярский УФАС усмотрел признаки неэтичной рекламы в репосте о ресторане "ЕбиДоеби". Решение по делу пока что не вынесено.

Критерии рекламного репоста:

  • в посте привлекается внимание к конкретному товару, акции или мероприятию, содержатся эмоциональные описания, призывы о приобретении товара и т.д.
  • репост делается не в личный аккаунт пользователя, а в профессиональный аккаунт или группу
  • тематика группы прямо не соотносится с тематикой поста

Помимо этого всегда нужно быть осторожными с репостами о товарах, реклама которых специально регулируется (алкоголь, табак, лекарства и пр.) – к ним традиционно более пристальное внимание.

Как быть с маркировкой и отчетностью

Если вы публикуете пост, заранее ожидая, что он будет размещаться на сторонних ресурсах в рекламных целях, рекомендуем сразу присвоить ему токен и промаркировать его в качестве “саморекламы”.

Если вы делаете репост со стороннего ресурса с целью продвижения такого ресурса, товара или мероприятия, нужно заключить договор с владельцем ресурса и промаркировать такой репост. В этом случае пометка “Реклама” и токен проставляются в следующем сообщении или комментарии к репосту, в зависимости от функционала соцсети.

Кто несет ответственность

Ответственность за отсутствие в рекламном репосте пометки «Реклама» и сведений о рекламодателе несет рекламораспространитель, то есть тот, кто делает репост.

К ответственности за проставление на материале идентификатора и подачу отчетности может быть привлечен любой участник цепочки размещения рекламы.

Главная рекомендация: не пытаться скрыть рекламу там, где цель репоста – продвижение товаров/услуг третьих лиц.

Больше полезной информации про рекламное право и маркировку – в Телеграм-канале Рекламное право и на курсах WE TALK PRO. Присоединяйтесь!

31.01.2024